…Перенесемся на два века назад, в Россию XIX столетия.

Бурлит музыкальная жизнь: популярно и модно любительское музицирование, вниманию публики предлагается множество разнообразных концертов, в театрах и на сценах идут оперы и симфонии своих, русских композиторов. Но… нет профессионального музыкального образования – распространенное в дворянском быту отношение к музыке как к «услаждению слуха» не предполагает серьезных занятий ею.


Но в целом интерес к музыке был весьма велик. В 1802 году в Петербурге открылось Филармоническое общество, благодаря которому русская публика познакомилась со многими значительными произведениями западной музыки – в том числе с ораторией Гайдна «Сотворение мира», «Торжественной мессой» Бетховена. Россия стала привлекать к себе крупнейших музыкантов того времени: в 1830-е годы страну посетили пианисты Гуммель и Тальберг, в 1840-е – Ф. Лист, Г. Берлиоз, Роберт и Клара Шуманы.


В 1842 году в Петербурге были основаны «Университетские концерты» (сначала под руководством К. Шуберта, затем – А. Рубинштейна), включавшие в свои программы произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Вебера и пользовавшихся большим успехом у разночинцев и студенчества. Именно на первую половину XIX века пришелся расцвет творчества русских композиторов М. Глинки и А. Даргомыжского, значение которых было чрезвычайно велико для национального самосознания.


Позитивное движение происходило и в области музыкального образования. В начале XIX века были открыты «высшие» музыкальные классы для особенно одаренных учащихся. Расширилось преподавание музыки в Придворной певческой капелле: в конце 1830-х – начале 1840-х годов были учреждены специальные классы для обучения игре на оркестровых инструментах, а также классы фортепиано и композиции. Расширился круг вузов, преподававших музыку: в их число вошли Московский, Петербургский, Харьковский, Казанский университеты, Горный институт, Училище правоведения, женские институты. Многие видные музыканты давали частные уроки. С конца 1830-х годов читались публичные лекции музыкально-исторической тематики.


Но потребность в глубоком и систематическом музыкальном образовании пока не была удовлетворена. Противоречие между успехами концертной жизни, русской национальной композиторской школы и случайным, дорогим обучением музыке становилось все заметнее. И наступил 1859 год – время создания Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и открытия консерваторий.


Первые российские консерватории – и открытая в 1862 году Санкт-Петербургская, и Московская – пользовались абсолютной творческой свободой и были независимы от каких-либо государственных учреждений вроде современного Министерства культуры. Они подчинялись только Императорскому Русскому музыкальному обществу, совместно с которым разрабатывался устав новых вузов, формировались требования к поступающим, подбирались преподаватели.


В консерватории легко реализовывалась возможность заниматься по специальности у одного педагога или нескольких, объединенных одним профессором, в течение всего времени обучения: в младшем классе вел занятия «учитель», в среднем – «адъюнкт», в старшем – «профессор».


Консерватория предоставляла очень гибкую систему обучения, необходимую для развития каждого таланта. Так, ученик мог состоять по одному предмету в более высшем классе, а по другому – в низшем. В течение всего времени обучения «преподаватель старается довести ученика до высшей степени совершенства в исполнении, не теряя из виду, что должен образовать из него преимущественно хорошего музыканта, а не исключительно только виртуоза».


До открытия консерватории педагогов в России никто и нигде специально не готовил. Чтобы поднять статус Московской консерватории, Н. Г. Рубинштейн собрал уникальный состав педагогов. В новом вузе преподавали Г. А. Ларош, Н. Д. Кашкин, К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт, И. В. Самарин, К. Клиндворт, С. И. Танеев, Ф. Лауб, П. И. Чайковский. С их помощью Н. Г. Рубинштейн сумел создать в Консерватории (как, впрочем, и на концертах ММО) атмосферу серьезного и уважительного отношения к музыке и к профессии музыканта.


В числе многих заслуг Н. Г. Рубинштейна – приглашение в число профессоров В. Ф. Одоевского. Это была во многих отношениях необыкновенная личность: музыкальный теоретик, писатель, философ. С подсказки В. Ф. Одоевского Николай Григорьевич пригласил в Консерваторию А. Н. Островского, что стало настоящей находкой. Теперь в «Артистическом кружке» студенты могли получить знания основ драматического искусства. Учащиеся консерватории постоянно принимали участие в концертах РМО, и не только оркестранты, но и вокалисты – умение держаться на сцене было необходимо. Правда, сам Николай Григорьевич был убежден, что главное для певца – чистота интонации, выразительное исполнение и умение передать настроение произведения. Вместе с тем, Н. Г. Рубинштейн был уверен: знания в области литературы и искусства есть основа образования любого музыканта.


Любя своих учеников, Н. Г. Рубинштейн заботился не только об их успехах в науках, но и об их быте и здоровье. Размер стипендии обязательно соотносился с успешной учебой. Тем не менее, для того, чтобы обеспечить ученикам благополучное существование, от Николая Григорьевича потребовались дополнительные усилия. Консерватория финансировалась из доходов от концертов РМО. Это обстоятельство натолкнуло Н. Г. Рубинштейна на интересную мысль: чтобы обеспечить существование вуза, назначить в оркестр РМО студентов-оркестрантов. Заботы не пропали даром: результат не замедлил сказаться на качестве исполнения и симфоний, и оперных спектаклей. Так, силами учащихся была осуществлена постановка оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М. И. Глинки.


К 90-м годам позапрошлого века Музыкальное общество насчитывало, кроме Петербургской и Московской консерваторий, 10 училищ и музыкальных классов и 17 отделений по всей территории России. ИРМО и консерватории тесно взаимодействовали друг с другом. Музыкальная жизнь в России стабилизировалась, а профессиональное музыкальное образование успешно развивалось – вплоть до 1917 года, когда Общество было закрыто.


Ликвидация Императорского Российского музыкального общества, в том числе и его московского отделения, не остановила дальнейшего развития музыкального просветительства. После появления и исчезновения на волнах революционных преобразований многочисленных общественных творческих объединений в 1932 году учреждаются два Союза композиторов – в Москве и в Ленинграде. Можно предположить, что возрождение Московского музыкального общества могло произойти и раньше, но коррективы внесла Великая Отечественная война. В 1958 году в разных уголках Советского союза создаются отделения Всероссийского хорового общества, решавшего примерно те же задачи, которые ранее решало Музыкальное общество.


В настоящее время Московское музыкальное общество ведет активную пропаганду музыки во всех ее формах, осуществляет тесную творческую связь с учебными заведениями всех уровней, с другими музыкальными учреждениями, общественными организациями, творческими союзами.


Общество является активным участником культурных мероприятий, проводимых в Москве, – международного, федерального, городского уровней. Важной составляющей деятельности Общества является работа с детьми, со студенчеством, с ветеранами.


Успешной деятельности Московского музыкального общества способствуют внимание и поддержка Правительства Москвы в лице его руководителей. Общество сотрудничает более чем с тридцатью организациями. Основные из них – Департамент культуры города Москвы, Департамент образования города Москвы, комитеты общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Союз композиторов России, Союз московских композиторов, Международный союз музыкальных деятелей, Международный союз деятелей эстрадного искусства.


Материалы о деятельности общества публикуются на страницах многих городских и специальных изданий: газет «Вечерняя Москва», «Музыкальное обозрение», «Играем сначала», «Москвичка»; журналов «Музыкальная академия» «Музыкальная жизнь» и других.


Московское музыкальное общество и музыкальная общественность столицы, а это сотни тысяч профессиональных музыкантов, педагогов, студентов и учащихся музыкальных, образовательных учреждений, участников любительских коллективов, просто любителей музыки – понятия неразделимые.